Управление 3000 » Стратегический менеджмент » Методики » Современные проблемы и тенденции формирования системы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом
Современные проблемы и тенденции формирования системы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом
Версия для печати | Просмотров: 545
В настоящее время имеет место утверждение, что с изменением общеэкономических условий функционирования строительства как отрасли материального производства понятие строительного комплекса исчезает. Не может быть строительного комплекса и на уровне региона. Да! Если рассматривать строительный комплекс с точки зрения управления экономикой страны в целом, то это утверждение имеет место быть, ибо демонтаж административно-командной системы, разукрупнение и приватизация строительных объединений привели к вакууму на среднем уровне управления, функции которого выполняли министерства и их подразделения: главные и территориальные управления. В настоящее время государственное управление экономикой направлено на иерархическое, прямое и непосредственное регулирование деятельности организаций в пределах исключительной компетенции государства. Важным элементом этого регулирования является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов РФ. Отраслевое управление, сложившееся в 90-е гг., отражает законодательные положения. Деятельность строительных организаций самостоятельна, и государственное воздействие на их функциональное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением. Таким образом, понятие "строительный комплекс", как объект государственного управления, в настоящее время не только не отражает сущность реальных экономических отношений, но даже становится в известной мере экономической абстракцией, если речь идет о федеральном уровне, равно как и "федеральный рынок строительства". Возникает вопрос, сохраняется ли сам феномен строительного комплекса в условиях рыночной экономики? А если сохраняется, то, каким сущностным экономическим и организационным наполнением он обладает? Обратимся к Российской архитектурно-строительной энциклопедии, где утверждается: “Строительный комплекс представляет собой совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата обеспечении производства основных фондов народного хозяйства” [1] Исходя из логики развития предпринимательства в строительстве, т.е. создание конечной продукции, ее продажа и сервисное обслуживание (конечным результатом является строительная продукция, которая создается и эксплуатируется в регионе), можно утверждать, что любые исследования в этой области имеют четко выраженный региональный аспект, тем более что Россия - федеративное государство с широкими полномочиями составляющих ее субъектов. Региональные власти имеют возможность создавать существенно различающуюся экономическую среду деятельности на своей территории. Для усиления этой позиции следует обратиться к мировому опыту [2] , где организация процессов регулирования и развития инвестиционно-строительной деятельности решается на уровне регионов с учетом общегосударственных интересов, а также особенностей и потребностей регионов. Основная задача регионального органа управления при разработке стратегии и тактики развития региона в современных условиях - это создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных товарных рынков, в том-числе и рынка недвижимости, основанных на учете, как федерального хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических). Применительно к строительству региона это может означать: активное влияние на процесс формирования производственной и социальной инфраструктуры региона; формирование и жесткое проведение в жизнь региональной экологической политики; регулирующее влияние на экономическую политику естественных монополий, функционирующих на территории региона, с целью ограничить всеми доступными средствами их возможности по необоснованному поднятию цен на базовые производственные ресурсы (энергетические, йодные, услуги железнодорожного транспорта и др.); формирование и проведение активной градостроительной политики в регионе; создание благоприятных условий для формирования регионального строительного комплекса, его состава и структуры как технологической, так и по формам собственности на средства производства; активное формирование инвестиционной политики на территории региона. Безусловно, ряд перечисленных мер имеет общеэкономический характер, однако применительно к строительству их разработка и использование имеют первоочередную значимость для региона В условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционной политике, которая, как известно, включает в себя основные элементы: выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятного инвестиционного климата. Как известно, под инвестиционным климатом [3] понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Формируется инвестиционный климат под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющие условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций. На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти, На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой. В качестве примера рассмотрим Санкт-Петербургский регион, где разработана и внедрена система мер, направленных на увеличение притока инвестиций в экономику региона и предупреждение их оттока. Во-первых, это поддержка инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот), создание прозрачной процедуры осуществления инвестиционной деятельности и механизма работы с региональными инвестиционными проектами. Особое значение для повышения эффективности инвестиционного процесса имеют Законы, принятые Законодательным собранием Санкт-Петербурга: "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга", определяющий инструменты, которыми регион пользуется для привлечения инвестиций; "О внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах", который предлагает условия предоставления и размер налоговых льгот для инвесторов; "Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга", регулирующий вопросы предоставления инвесторам объектов и результатов инвестирования и определяющий сроки рассмотрения инвестиционных предложений; "О градостроительном планировании развития и градостроительном регулировании использования и застройки территории Санкт-Петербурга". В настоящее время ведется работа по корректировке вышеуказанных законов, внесению в них продиктованных действительностью изменений и дополнений. В частности, главной целью изменений в законе "Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга" является обеспечение возможности заключения предварительных договоров об инвестиционной деятельности и проведения предварительных инвестиционных торгов. Кроме того, в ближайшее время предполагается приступить к разработке нового закона "Об основах градостроительства Санкт-Петербурга", в котором будут распределены полномочия между Законодательным Собранием, исполнительными органами власти и местным самоуправлением. Такое законодательное закрепление распределений будет способствовать развитию градостроительства в Санкт-Петербурге, как отдельного направления в политике региона. Здесь следует сказать несколько слов о Стратегическом плане, который предлагает модель развития Санкт-Петербурга и подразумевает сосредоточение усилий отраслевых органов управления на реализации конкретных инвестиционных проектов в рамках определенных сообществом региона приоритетных направлений и первоочередных проектов. Пакет информации, совместно подготавливаемый несколькими городскими ведомствами Комитетом по градостроительству и архитектуре, Комитетом по управлению городским имуществом, Комитетом экономики и промышленной политики, Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитетом финансов - будет содержать сведения о перспективных градостроительных планах (пробивка автомагистралей, реконструкция кварталов и т. п.), регламент или систему ограничений, связанных с функциональными (определяющими разрешенные виды деятельности) и пространственно-физическими параметрами (например, плотность застройки, этажность), виды и условия обязательных платежей и обременении (охранные обязательства, сервитуты и пр.), исходные данные о наличии инженерных ресурсов, оценку недвижимости в рассматриваемой зоне4. За счет средств бюджета Санкт-Петербурга разрабатываются бизнес-планы инвестиционных проектов, осуществляемых или поддерживаемых администрацией Санкт-Петербурга, проводится экспертиза экономической эффективности инвестиционных работ, обучаются сотрудники администрации Санкт-Петербурга в области проектного финансирования. Эти меры позволят региону в ближайшем будущем реализовать большое число инвестиционных проектов и привлечь в Санкт-Петербург инвестиции и организовать новые рабочие места. Кроме содействия проектам, находящимся на стадии реализации, администрация Санкт-Петербурга инициирует новые проекты, потенциально интересные для инвесторов и учитывающие нужды региона. Созданный порядок разработки региональных инвестиционных проектов существенно увеличивает привлекательность Санкт Петербурга для инвестиций во все виды инфраструктур. Немаловажную роль в привлечении реальных инвестиций в экономику региона играют различного рода программы, выставки, ярмарки и другие мероприятия. Так в рамках V Петербургского экономического форума с целью продвижения инвестиционных проектов и развития инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге, а также Ленинградской области и других регионах была проведена "Программа инвестиционного сотрудничества", особую значимость которой придали специально отобранные проекты и предложения 26 предприятий и организаций, выступающих в роли инициаторов инвестиционных проектов (администрации различных регионов, консалтинговые структуры, строительные и финансовые организации). Предварительный отбор инвестиционных предложений в основном базируется на классической качественной, а затем и количественной оценке основных параметров жизнеспособности инвестиционных проектов. Главным показателем выхода экономики страны из кризиса принято считать увеличение заказной на строительство жилья. В соответствии с этим имеет смысл рассмотреть ситуацию с развитием рынка жилищного строительства в регионе. В отличие от средних показателей по стране в Санкт-Петербурге, начиная с 1997 г., началось увеличение объемов жилищного строительства, такая же тенденция продолжилась и в последующие годы. В 2000 г. в Санкт Петербурге введено в эксплуатацию 1080,9 тыс.кв.м жилья, что составляет 100,8% от уровня 1999 г. Вновь построено 167 многоквартирных жилых домов (14344 квартир, 990,3 тыс.кв.м), реконструировано 22 жилых корпуса (629 квартир, 54,7 тыс.кв.м), построено 215 индивидуальных домов (35,9 тыс.кв.м). За счет средств инвесторов и индивидуальных застройщиков введено 1055,9 тыс.кв.м общей площади, что составило 97,6% от общего ввода. За счет бюджетных средств введено 25 тыс.кв.м [4] . Не менее напряженные задачи решены и в 2001 г., в котором сдано в эксплуатации} жилья за счет всех источников финансирования в объеме, превышающем 1 млн.кв.м, и том числе за счет средств инвесторов не менее 1 млн.кв.м, за счет бюджетных средств - 60 тыс. кв.м., за счет средств индивидуальных застройщиков 40 тыс.кв.м. Наряду с развитием жилищного строительства следует отметить такие крупные проекты строительства в Санкт-Петербурге, планируемые на ближайшую перспективу как: - комплекс защитных сооружений с обеспечением предварительной защиты от наводнений и сквозным проездом от Ольгино в Бронку; восточное полукольцо кольцевой автомобильной дороги, соединяющее Таллиннское и Выборгское шоссе; реконструкция центра города с использованием кредита по соглашению с Всемирным банком; строительство сети гостиниц; развитие Крестовского и Каменного островов, территории Синопской набережной, территории в районе улиц Шкапипа и Розенштсйна, Варшавского вокзала, Шувалове Озерки и др. Таким образом,палицомно многофакторность процесса привлечения реальных инвестиций в Санкт Петербургский инвестиционно-строительный комплекс (ИСК). Для раскрытия содержательной стороны управления Санкт-Петербургским ИСК в современных условиях обратимся к ретроспективе его формирования в Ленинграде-Санкт-Петербурге. В дореформенный период органами управления Ленинградского строительного комплекса являлись: Главное управление капитального строительства (ГлавУКС); Главное Архитектурно-планировочное управление; Техническое управление ; Глав леи и играл строй ;Главленинградинжстрой; Гланленстройматериалы; ГлавЗапстрой, которые входили в состав Исполкома Ленсовета. С началом преобразования народного хозяйства, в соответствии с рыночными отношениями, в составе Мэрии Санкт-Петербурга (май 1992 года) образовывается Инвестиционный комитет главной задачей которого стало формирование рыночных отношений в ИСК. Основные задачи Инвестиционного комитета были сведены к следующему: - формирование совместно с другими комитетами инвестиционной политики мэрии. Подготовка решений городского Совета народных депутатов и распоряжений мэра по реализации перспективных и текущих задач в области капитального строительства и реконструкции в городе; - разработка предложений, но источникам инвестиций и их реализация, в целях получения максимальной прибыли для дальнейшего инвестирования, строительства и реконструкции; - разработка предложений по формированию муниципального заказа на строительство и реконструкцию объектов коммунального хозяйства, жилищного и культурно бытового назначения; - формирование адресных программ строительства и ре конструкции объектов, размещенных на территории, подведомственной мэрии города; - обеспечение эффективного использования земель, отведенных на период строительства и реконструкции; обеспечение эффективного использования материальных ресурсов, централизованно выделяемых под выполнение социальных программ мэрии в области капитального строительства и реконструкции; - обеспечение высокого технического уровня и качества - жилищно-гражданского строительства; - создание, экономических условий и регуляторов для эффективной реализации муниципального закала на строительство и реконструкцию объектов коммунального хозяйства, жилищного и культурно-бытового назначения; - координация и методическое руководство организациями ИСК по реализации социальных программ мэрии в области капитального строительства и реконструкции объектов коммунального хозяйства, жилищного и культурно-бытового назначения выработка необходимых управленческих решений; - согласование программ развития подрядных организаций и организаций строительной индустрии по сбалансированию их мощностей. Следующий этап преобразований структуры управления ИСК Санкт-Петербурга относится к апрелю 1994 года. В этот период времени уже в полной мере начинается создание благоприятных условий для инвестирования и эффективного функционирования строительного комплекса в Санкт-Петербурге, чем занимается Департамент строительства, непосредственно подчиняющийся Комитету по управлению городским хозяйством. В последствии, в декабре 19У6 года в составе Администрации Санкт-Петербурга структура органов управления ИСК снова преобразуется, и главным органом управления этим комплексом становится Комитет по строительству, который, в соответствии с приказом губернатора, является государственным учреждением Санкт-Петербурга и структурным подразделением Администрации города. Основной задачей, созданного Комитета является проведение государственной политики и осуществления государственного управлении в сфере строительства, капитального ремонта и реконструкции, а также координация деятельности в этой сфере территориальных и иных отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга, Предметами ведения Комитета по строительству Администрации Санкт-Петербурга являются: - разработка и реализация региональной экономической политики в области строительства с учетом федеральных программ, исходя из экономических интересов и специфики региона; создание конкурентной среды; - содействие укреплению договорной дисциплины в инвестиционной деятельности; - ускорение формирования и создания необходимых условий для работы конкурсных комитетов и инжиниринговых фирм по подрядным торгам; - совершенствование региональной структуры управления в сфере строительства с целью создания оптимальных объединенных органов для осуществления государственного регулирования в новых условиях; - создание благоприятных условий для отечественных и зарубежных инвесторов; - оказание поддержки созданию и деятельности лизинговых компаний; - организация конкурсов на размещение государственных строительных заказов; - проведение работы по обследованию и паспортизации сложившейся застройки и оценке соответствия требованиям безопасности; - контроль за исполнением условий заключенных от имени Санкт-Петербурга инвестиционных договоров; - подготовка технической документации к инвестиционным проектам; - контроль за соблюдением федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга в сфере капитального строительства и реконструкции в пределах компетенции Администрации Санкт-Петербурга; осуществление других функций Администрации Санкт-Петербурга в области капитального строительства и реконструкции в соответствии с действующим законодательством. Уделяя важное значение роли инвестиций и экономике региона и строительном комплексе, в структуре Комитета создается Управление подготовки строительства, которое занимается инвестиционными программами и проектами [5] . Особое звено в управлении региональным ИСК занимает Санкт-Петербургский Союз строительных компаний ("Союзпетрострой"). Это - некоммерческая, непроизводственная, общественная организация добровольно объединившихся организаций. Первостепенной задачей союза стало выражение интересов организаций, работающих в инвестиционно-строительном комплексе региона, в органах государственной власти и в некоторой степени влияние на нее. Создание Союзпетростроя обеспечило в некоторой степени замену среднего звена управления административно-командной экономики. В рыночной экономике данную нишу занимают общественные организации и корпоративные структуры. На сегодняшний день, Союзпетрострой объединяет более 300 организаций самого различного профиля и организационно-правовых форм. В его состав входят не только малые строительные организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и корпоративные структуры "Лен-СпецСМУ", "Балтийская Строительная Компания", "ДСК-3", "Метрострой", "Трест-36", "Мостострой-6", "Строй-монтаж", "Спецстрой", "Севэнергострой", "Монолит-строй", "Инжпетрострой" и другие. Более четверти членов Союза • это организации по производству строительных материалов и конструкций. В Союз входят также: высшие учебные заведения (Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербургский военный инженерно-технический университет) издательства, ряд крупных банков Санкт-Петербурга: "Промстройбанк", "Балтийский банк", "Гута-Банк", "Балтонексимбанк", риэлтерские организации - "Итака", "Петербургская недвижимость", страховые организации - "Росгосстрах", "Ин-госстрах-Санкт-Петсрбург", иностранные организации -"Сканска", "Оннинен", "Лахти" и еще 25 иностранные организаций. За 6 лет существования число членов "Союз-петростроя" возросло в 10 раз [6] . Таким образом, новейшая история развития системы регионального ИСК показывает, что с целью повышения эффективности субъект управления постоянно изменяется. Сложившаяся к настоящему моменту структура, безусловно, требует совершенства, однако, справедливости ради, следует отметить, что сложившаяся структура управления строительным комплексом Санкт-Петербурга адекватно соотносится с современным состоянием строительства в регионе и обладает потенциалом, реализация которого способна в конечном итоге привести к повышению эффективности этого комплекса. Мировой опыт развитии рыночной экономики свидетельствует о существовании таких разнонаправленных базовых явлений, как свободная конкуренция и концентрация капитала. Расширению свободной конкуренции способствует развитие малого предпринимательства, которое можно назвать своеобразным индикатором конкуренции в экономике. В настоящее время, в строительстве 96 % организаций являются малыми (т.е. до 100 человек), что свидетельствует о самостоятельности малого предпринимательства в формировании отраслевой структуры. Наряду с малыми предприятиями, успешно развиваются корпоративные структуры, являющиеся индикатором концентрации капитала в экономике. Экономический потенциал корпораций значительно выше, чем у малых предприятий, и деятельность корпоративного сектора по своей природе направлена на получение повышенного экономического эффекта. В то время как деятельность малого предпринимательства в преимуществе своем решает социальные задачи. С юридической точки зрения корпорация - что организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами, привилегиями и обязательствами, которые отличаются от прав, привилегий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в отдельности. К основным характеристикам корпорации можно отнести ее самостоятельность как юридического лица, ограниченную ответственность индивидуальных инвесторов, возможность передачи другим лицам акции, принадлежащих индивидуальным инвесторам, а также централизованное управление. Таким образом, корпорация - это инструмент для достижения определенных целей, главной функцией которого является обеспечение работы корпорации в интересах участников корпоративных отношений. К наиболее известным корпоративным структурам холдинговой организации на строительном рынке Санкт-Петербурга относятся: "Росстро", "ЛенСпецСМУ", "Строй-монтаж", "Петербургстрой", "Трест-36", "Компакт", "Воин", "Триада Холдинг" и др. Корпоративные организации в форме ассоциаций - "Монтажспецстрой", "Спецстрой", "Ленпромстрой" и др. По инициативе "Союзпетростроя" при поддержке администрации Санкт-Петербурга был создан первый в регионе инжиниринговый консорциум, выполняющий следующие функции: маркетинг инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Северо-Западном регионе и других регионах России и СНГ (включая иностранные инвестиции и кредиты Мирового банка), разработка бизнес-планов и других необходимых документов; создание временных консорциумов из банковских, страховых, проектных и подрядных структур, способных участвовать в тендерах на крупные проекты, осуществляемых в первую очередь в Санкт-Петербурге и Ленинградской области; подготовка тендерной документации для участия в инвестиционных и подрядных торгах на выбранные проекты, а также изготовление тендерной документации, бизнес-планов, оценка недвижимости, консалтинг по заказам со стороны; участие от имени консорциумов в тендерах; . заключение контрактов с заказчиком (инвестором) и участниками консорциумов в случае победы на тендерах; осуществление функций координатора - генерального подрядчика для выполнения контракта организация тендерных торгов по заказам инвесторов. Учредителями "Инжпетростроя" стали почти 50 строительных организаций, две страховые фирмы и др. Значительное место в Петербургском ИСК занимают объединения профессиональных коммерческих организаций и предприятий в ассоциации. Так в 1997 г. в Петербурге для оперативного и комплексного выполнения СМР была создана Ассоциация "Спецстрой", объединившая ведущие строительно-монтажные организации города. Ныне в ассоциацию входят 15 разнопрофильных фирм, которые выполняют самый широкий спектр работ. Благодаря объединению специализированных предприятий в ассоциацию по профессиональной деятельности многие организационные вопросы, решение проблем маркетинга и правовой защиты возложены на исполнительную дирекцию ассоциации. Имущественные связи играют весьма существенную роль при интеграции строительных фирм. Напомним, что управляемость развития таких групп поддерживается тем, что контрольный пакет акций участников группы либо распределен среди них, либо принадлежит ведущей компании в группах холдингового типа. Однако, как показывает проведенный нами анализ, строительные фирмы могут группироваться и без опоры на эти связи. Это так называемая интеграция в форме индустриальных сетей ("industrial net-works" или СИО). СИО, как и вышерассмотренные корпоративные структуры, сочетают элементы рынка и иерархической координации действий. Однако, на первый план в сетевой организации выходят кооперационные и информационные связи, а имущественные связи могут присутствовать в форме долевого участия. Примечательно то, что входящие в СИО организации сохраняют свою автономность, но через вхождение в эту группу: активизируется появление новых управленческих идей и решений; ослабляется сдерживающее влияние меж организационной и внутрифирменной субординации на реализацию этих идей и формирование необходимых связей. На российском инвестиционно-строительном рынке примером СИО может служить акционерная производственно-проектная агростроительная корпорация "Нечерноземагропромстрой" - основная подрядная организация по строительству на селе, в городах и рабочих поселках Нечерноземья. В составе корпорации на настоящий момент около 1,5 тыс. строительных организаций и предприятий, действующих во всех областях и республиках Нечерноземья, а также 8 специализированных межрегиональных производственных ассоциаций, объединений и фирм. В их числе акционерная холдинговая компания "Дороги России", производственное проектно-строительное объединение "Элеваторспецстрой", АО "Агроспецмонтаж" и др. Основными принципами интеграции строительных организаций для корпорации "Нечерноземагропромстрой" являются: 1. Формирование единого информационного пространства, когда в СИО через взаимодействие головной организации с организациями-участниками вырабатывается новая информация, становящаяся движущей силой деловой активности: - генерация и обмен новой информацией; - единство финансового пространства; - единство технологического и строительного пространства; - единство правового пространства. 2.Совершенствование строительных процессов. - строительство и внедрение эффективных технологий; - внедрение новых архитектурно-планировочных решений; - внедрение новейших основных и оборотных фондов строительства. 3. Формирование общей коммерческой политики и политики внешнеэкономической деятельности. -сбыт и сервисное обслуживание, приобретение необходимых ресурсов; - участие в инвестиционных проектах; - внешнеэкономическая деятельность. 4. Повышение профессионального уровня персонала. - повышение квалификации руководящего персонала: - повышение квалификации рабочих: - стимулирование труда и социальная защита: Не менее важно наличие в СИО специализированного научно-производственного центра, в который привлекаются ученые, научные работники, молодые специалисты. В состав корпорации "Нечерноземагропромстрой" входит ГУП "Центральный научно-исследовательский, экспериментальный и проектный институт по сельскому строительству" (ЦНИИЭПсельстрой). Как показала практика, несмотря на хозяйственную независимость объединенных в ассоциацию или в СИО компаний, существуют сильные взаимные этические, организационные, финансовые, деловые и иные связи, делающие корпоративные структуры наиболее устойчивыми и надежными партнерами Опыт не только индустриально развитых стран, но и отечественный свидетельствует, что чем большими собственными материальными, техническими и инвестиционными ресурсами располагают строительные организации, входящие в СИО, ассоциации или корпорации, тем легче им освоить крупные новые ниши рынка. Соотношение возможностей этих объединений в условиях существенных структурных сдвигов имеет особое значение для функционирования ИСК. В Петербургском регионе строительные альянсы образовываются в основном по горизонтали. Здесь получают развитие диверсификация, сочетание различных сегментов рынка, а также синергетический эффект, присущий системным образованиям. В количественном отношении он больше суммы эффектов от действий элементов системы при их раздельном функционировании. Появление корпоративных структур вытекает из логики развития предпринимательства в строительстве, когда накопленные ресурсы полностью (или почти полностью) вкладываются в развитие собственно предпринимательства. В целом следует отметить, что сам факт объединения различных по форме собственности, масштабам и характеру деятельности структур в единую группу или сеть свидетельствует о том, что на современном этапе развития региональных ИСК идет интенсивная внутренняя структурная перестройка строительной отрасли в направлении создания принципиально новых организационных форм, адекватных условиям рыночного хозяйствования. Для контактов: [email protected]
[1] Российская архитектурно-строительная энциклопедия, М., 19%. С. 506. [2] Хармс Р., Бунис И. Роль строительного сектора в экономической политике. Долгосрочные перспективы и политика в строительстве. -Нью Йорк: ООН, 1976. [3] Следует отметить, что существует достаточно широкий спектр, как определений инвестиционного климата, так и методик его исчисления (Иванова М.Ю. Понятие инвестиционного климата и его влияние на эффективность инвестиционного воздействия партнеров. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1996; Лебедев В.М. Формирование инвестиционного климата в России/Финансы - 1995. - К° 4) [4] Данные приведены согласно "Анализа развития рынка жилищного строительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области", подготовленного "Союзпетростроем". 42 [5] Орт Инвестиционно строительный комплекс Санкт- Петербурга : Проблемы и перспективы развития.- СПб.: Изд-во МФИН. 2000. [6] Каплан Л.М. Стабильность строительного рынка - в консолидации всех его участников/ Строительный еженедельник
Асаул Анатолий Николаевич, д.э.н., профессор кафедры экономики строительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно строительного университета Опубликована в сборнике научных трудов Международной академии менеджмента, вып. III., 2002 г.
|