Новые статьи О проекте Карта сайта Контакты
 
CRM-технологии
Автоматизация
АФХД
Бизнес-планирование
Бюджетирование
Маркетинг
Стоимость компании
Стратегический менеджмент
Управление качеством
Управление персоналом
Управление продажами
Управление проектами
ОСТАЛЬНЫЕ ТЕМАТИКИ
5 лучших в категории
  1. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации (642)

  2. Современные проблемы и тенденции формирования системы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом (545)

  3. Стратегическое планирование в России не возврат назад, а взгляд в будущее. (332)

  4. Состояние экономической теории и методологии в решении проблемы управляемости (328)

  5. Подходы и принципы оценки эффективности корпоративной структуры (327)


Управление 3000 » Стратегический менеджмент » Идеи и мнения » Должник, продайся!

Должник, продайся!

Версия для печати | Просмотров: 128

Российская промышленность сегодня задыхается под бременем долгов перед банками и бюджетом, которые делают невозможным привлечение инвестиций. Все свободные средства, если они появляются, компании направляют не на развитие производства, а на погашение старых долгов. Наиболее эффективным решением этой проблемы могло бы стать создание рынка корпоративных долговых обязательств.

Эта идея не нова. В Польше, Бразилии, Италии программы секьюритизации корпоративных долгов уже осуществлены, причем вполне успешно. Да и в России были прецеденты конвертации долговых обязательств в обыкновенные акции. К сожалению, подобный опыт у нас крайне невелик.

Необходимо создание нормального, цивилизованного рынка корпоративных долговых обязательств на основе четко оговоренных правил. Условно говоря, если компания имеет определенную сумму задолженности перед бюджетом более шести месяцев, то она автоматически подпадает под действие нормативного акта, который вынуждает эту компанию выпустить облигации, которые затем продаются на открытом рынке.

Сегодня наиболее значимую долю в суммарном объеме долговых обязательств российских предприятий занимают долги перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами. При этом государство является не только крупнейшим, но и крайне неэффективным кредитором. Так, государство предлагает предприятиям реструктурировать долги перед бюджетом на десять лет, правда, при условии уплаты текущих налогов. Но этот механизм практически не работает, потому что у многих промышленных компаний объем долгов перед бюджетом даже превышает объемы продаж, и предприятия объективно не могут погасить свои долги в обозримой перспективе. Реструктуризация долгов перед бюджетом бессмысленна, поскольку лишь затягивает агонию неэффективных предприятий. Но при этом другие кредиторы не имеют шансов взыскать свои долги, потому что перед ними стоит такой значимый и «добрый» кредитор первой руки.

Позитивные перемены в этой ситуации могут произойти, только если появится эффективный кредитор, который сумеет произвести смену неэффективных собственников и неэффективного менеджмента предприятий. При возникновении рынка корпоративных долговых обязательств такой эффективный кредитор неизбежно появится. Он будет заинтересован в покупке долга компании с одной целью: долги, купленные сегодня, завтра продать дороже, для чего нужно возбудить процедуру банкротства, провести реструктуризацию и создать возможности для роста стоимости бизнеса этой компании.

По нашим оценкам, объем долгов, которые можно было бы продавать уже сегодня, составляет около 15—20 млрд. долларов. И на них уже есть потенциальные покупатели. Во-первых, это менеджеры и собственники компаний, которые видят возможность роста своего бизнеса. Зная потенциал бизнеса и не желая его потерять, они предпочтут найти финансовых партнеров, которые дадут им деньги на скупку, возможно, с дисконтом, своих собственных долгов. Во-вторых, это стратегические инвесторы. Мне доводилось беседовать с представителями целого ряда российских компаний, которые говорят: «Мы знаем, долги каких предприятий купили бы немедленно. Потому что это для нас единственный способ взять их под контроль и развивать в рамках собственного бизнеса в качестве стратегических инвесторов». Но сегодня пока не существует механизма для реализации этих замыслов. Рынок корпоративных долговых обязательств как раз и стал бы таким механизмом.

Наконец, третья категория потенциальных покупателей корпоративных долгов — это финансовые посредники, прежде всего инвесткомпании, которые заинтересованы в приобретении долговых обязательств для того, чтобы впоследствии либо перепродать их стратегическим инвесторам, либо реструктурировать предприятие и разместить его акции на рынке.

Что получает государство от появления цивилизованного рынка корпоративных долговых обязательств? Первое — огромный и быстрый приток денежных средств в бюджет. Государство просто выбросит эти долги на рынок и скажет:

купите за сколько можете. И если долги будут куплены хотя бы, условно говоря, за 30% номинала, результатом станут десятки миллиардов живых рублей дополнительных поступлений. Второе — более высокий уровень собираемости налогов. Потому что появится постоянно действующий эффективный механизм, который будет стимулировать компании вовремя уплачивать налоги и не переступать черту, за которой долги будут проданы на рынке. Кроме того, налоговым органам больше не придется заниматься дурной работой по выбиванию денег из тех должников, которые никогда не смогут заплатить. Высвободятся огромные ресурсы для более конструктивной работы налоговых инспекторов.

Наконец, государство получит новые инструменты на фондовом рынке и, как следствие, — приток нового капитала, так необходимого нашей экономике. Следует также учитывать, что продажа на рынке долговых обязательств придаст динамизм экономическим реформам в промышленности, инициирует приход реальных эффективных собственников, которые будут в состоянии реанимировать и развивать бизнес.

Многие скажут, что это утопия и никто не решится на такой шаг в существующих условиях. Да, это действительно не просто. Безусловно, найдутся многие, кто будет крайне не заинтересован в создании цивилизованного и открытого рынка долговых обязательств. Для его запуска требуется в первую очередь политическая воля.

Александр Идрисов, Председатель Совета директоров «ПРО-ИНВЕСТ КОНСАЛТИНГ»
Президент Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков


© 1998-2018, УПРАВЛЕНИЕ 3000
При использовании материалов сайта прямая ссылка обязательна.