Новые статьи О проекте Карта сайта Контакты
 
CRM-технологии
Автоматизация
АФХД
Бизнес-планирование
Бюджетирование
Маркетинг
Стоимость компании
Стратегический менеджмент
Управление качеством
Управление персоналом
Управление продажами
Управление проектами
ОСТАЛЬНЫЕ ТЕМАТИКИ
5 лучших в категории
  1. Метод дисконтирования денежных потоков при оценке доходности действующего предприятия. (487)

  2. Оценка бизнеса методом чистых активов. (465)

  3. Финансово-аналитический метод оценки бизнеса (317)

  4. Отчет об оценке бизнеса. (308)

  5. Расчет стоимости бизнеса. (266)


Управление 3000 » Стоимость компании » Методики » Что стоит за стоимостью

Что стоит за стоимостью

Версия для печати | Просмотров: 108

Собственники могут быть заинтересованы в повышении стоимости компании, если конечной целью является ее продажа. Для России эта мысль пока звучит необычно. Скажем, практика Альфа-банка, который покупает предприятия в разных отраслях, налаживает там управление, а затем с выгодой продает их, у нас не слишком распространена. Для подавляющего большинства российских руководителей “маяком” остается получение максимальной прибыли от текущей деятельности компании.

В прошлом году объем межкорпоративных сделок в России, согласно данным PracewaterhouseCoopers (PWC), составил более $6 млрд. (для сравнения: в Восточной Европе - $16 млрд.). По мнению экспертов, число объединений будет нарастать, Это делает проблему повышения стоимости бизнеса все более актуальной для руководителей компаний - с целью их выгодной продажи.

Правда, директор по финансам PWC Юрат Сафаров считает, что сейчас подавляющее большинство слияний, поглощений или приобретений крупных долей российских компаний носит агрессивный характер. Владельцы и менеджеры российских предприятий думают не о выгодной продаже, а о том, как бы не лишиться компании.


С чего начать
По словам заместителя генерального директора инвестиционной компании АВК Александра Крупкина, первым шагом по повышению стоимости бизнеса должна стать разработка рыночной стратегии, которая на это ориентирована.

Сначала необходимо произвести оценку текущей стоимости компании. Сделать это можно, наняв профессионального оценщика или аудитора. Например, за оценку компании с оборотом $0,5 - 1 млн. в год придется заплатить от $5 тыс. до $10 тыс.

Далее необходимо выявить ключевые факторы, способные повлиять на стоимость компании. Их можно условно разделить на две группы: факторы внутренние и внешние. К первым относятся показатели деятельности предприятия - выручка, прибыль, рентабельность, качество выпускаемой продукции, техническая оснащенность производства и т. д. Внешними факторами являются конкурентная среда, потенциал компании на рынке, законодательная база, в рамках которой действует компания, макроэкономическая, политическая и т. д. ситуация в регионе. После этого можно приступать к реализации конкретных мер по повышению стоимости компании.


Эффективное управление
Повысить стоимость бизнеса можно за счет более эффективного операционного управления предприятием. Эта мера подразумевает организацию постоянного контроля за объемом и качеством выпускаемой продукции, темпами роста, достижением целевого уровня рентабельности и т. д. Помимо решения краткосрочных задач это и работа на перспективу: потенциальный покупатель оценит эти успехи, что позитивно отразится на стоимости сделки.

Если акции компании обращаются на бирже, то информация о налаживании эффективного управления будет повышать стоимость ее бумаг, способствуя повышению рыночной капитализации. Примером наиболее успешного операционного управления предприятием можно считать российскую нефтяную отрасль.

Еще совсем недавно главной задачей большинства отечественных сырьевых гигантов было непрерывное наращивание объемов добычи нефти. Однако резкие колебания мировых цен и обусловленное этим падение прибыли заставили нефтяников всерьез задуматься над проблемой повышения эффективности деятельности собственных холдингов. Поэтому в начале 2002 года нефтяные компании озаботились таким вопросом, как себестоимость добываемого барреля. Так, в апреле ЛУКОЙЛ обнародовал программу своей реструктуризации, основной задачей которой является снижение себестоимости добычи нефти с $3,5 до $2,6-2,8 за баррель. Для этого планируется закрыть или законсервировать около 5 тыс. низкорентабельных скважин, что составляет 24% действующего фонда скважин компании. После обнародования этой программы акции ЛУКОЙЛа за неделю поднялись в цене почти на 8%. Соответственно, выросла и рыночная капитализация компании.


Бухгалтерия для посторонних
Важной мерой, способной повысить стоимость компании, является построение грамотной и прозрачной системы финансовой отчетности, в частности ведение бухучета по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В настоящее время стандарты МСФО внедрены лишь на крупных российских компаниях. Дело это затратное, но весьма перспективное: по оценкам экспертов, за первый месяц после внедрения компанией МСФО рост ее акций может составить до 10% (см. “Секрет фирмы” № 4).

Впрочем, даже ведя отчетность по российским стандартам, можно предоставлять акционерам и игрокам фондового рынка информацию, которая позитивно скажется на котировках бумаг компании. Александр Темкин, партнер PWC: При анализе деятельности компании. ее акционеру важно знать, по какой формуле она рассчитывает ставки дисконтирования денежных потоков. То есть как будут изменяться оборот и выручка компании при различных вариантах развития событий. Важно и то, какие активы находятся на балансе у компании, а какие - у ее “дочек”, каков период оборачиваемости средств и т. д.

Подробная публичная информация о компании способна резко повысить ее стоимость в глазах инвесторов. Капитализация нефтяного холдинга ЮКОС всего за два года выросла почти в десять раз - до $22 млрд. - в том числе и потому, что компания существенно повысила свою финансовую прозрачность.

Чисто бухгалтерской мерой повышения стоимости компании является переоценка ее основных фондов. Так поступило в сентябре прошлого года руководство Сбербанка, Проведя переоценку основных фондов (объектов недвижимости) с учетом изменившихся в долларовом исчислении цен, банк увеличил свою балансовую стоимость на 30 млрд. руб. - почти на 40%. После обнародования этой информации акции Сбербанка за неделю выросли на 5%.


Рыночные приемы
Важной мерой по повышению стоимости компании является активизация ее деятельности на рынке капитала. Прежде всего это касается публичного размещения части акционерного капитала на биржевом рынке. Свежий пример успешного решения этой задачи - информационное агентство РБК, которое в апреле разместило свои акции на российских биржах РТС и ММВБ.

Два года назад руководству РБК предлагали продать бизнес за $15 млн. Тогда менеджеры отказались от сделки, хотя многие считали это очень неплохой ценой. И вот сейчас РБК разместила на биржах 16% своих акций за $13 млн., что определило ее капитализацию в $83 млн. Размещению акций РБК предшествовала массированная PR-кампания, а андеррайтеры выпуска инвестиционная компания “Атон” и Альфа-банк выпустили отчеты, в которых дали подробное описание всех финансовых показателей компании и ее перспектив на рынке. Несмотря на критику методик составления отчетов со стороны аналитиков, спрос на акции РБК в четыре раза превысил предложение.


Выгодные долги
Увеличить стоимость компании можно благодаря успешному сочетанию заемных средств и собственного капитала.

Многие российские компании стараются избегать внешних заимствований. Некоторые ссылаются на высокие ставки банковских кредитов и сложность процедуры их оформления. Говоря об облигационных займах, компании утверждают, что размер предприятия не позволяет размещать долговые бумаги на рынке. Наконец, менеджеры не хотят размещать акции из страха потерять контроль над компанией. Однако ситуация, когда предприятие живет лишь за счет собственных средств, считает директор компании “Брансвик ЮБС Варбург” Денис Родионов,- это безграмотная работа финансового директора компании. Успешное получение кредита, особенно у западного инвестора, работает на кредитную историю, улучшая “финансовый имидж”. Удачно размещенный облигационный заем и привлеченный кредит вызывает повышение капитализации компании на 10 - 15%.

Казалось бы, кредит делает компанию менее привлекательной. Однако долги бывают разные. Если речь идет не о просроченных заимствованиях и получаемая прибыль позволяет обслуживать кредит, это не испугает покупателя. В этом случае стоимость компании определяется как сумма ее капитализации и долговых обязательств. Большое значение имеет и то, куда компания собирается направить заемные средства. Если в плане их использования детально прописаны источники погашения кредита, это тоже не отпугнет инвестора.

Севастьян Козицын


© 1998-2018, УПРАВЛЕНИЕ 3000
При использовании материалов сайта прямая ссылка обязательна.