Новые статьи О проекте Карта сайта Контакты
 
CRM-технологии
Автоматизация
АФХД
Бизнес-планирование
Бюджетирование
Маркетинг
Стоимость компании
Стратегический менеджмент
Управление качеством
Управление персоналом
Управление продажами
Управление проектами
ОСТАЛЬНЫЕ ТЕМАТИКИ
5 лучших в категории
  1. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации (642)

  2. Современные проблемы и тенденции формирования системы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом (545)

  3. Стратегическое планирование в России не возврат назад, а взгляд в будущее. (332)

  4. Состояние экономической теории и методологии в решении проблемы управляемости (328)

  5. Подходы и принципы оценки эффективности корпоративной структуры (327)


Управление 3000 » Стратегический менеджмент » Методики » Современные проблемы и тенденции формирования системы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом

Современные проблемы и тенденции формирования системы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом

Версия для печати | Просмотров: 545

В настоящее время имеет место утверждение, что с из­менением общеэкономических условий функционирования строительства как отрасли материального производства по­нятие строительного комплекса исчезает. Не может быть строительного комплекса и на уровне региона.

Да! Если рассматривать строительный комплекс с точки зрения управления экономикой страны в целом, то это ут­верждение имеет место быть, ибо демонтаж административ­но-командной системы, разукрупнение и приватизация строительных объединений привели к вакууму на среднем уровне управления, функции которого выполняли мини­стерства и их подразделения: главные и территориальные управления.

В настоящее время государственное управление эконо­микой направлено на иерархическое, прямое и непосред­ственное регулирование деятельности организаций в преде­лах исключительной компетенции государства. Важным элементом этого регулирования является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными ор­ганами и органами власти субъектов РФ. Отраслевое уп­равление, сложившееся в 90-е гг., отражает законодатель­ные положения.

Деятельность строительных организаций самостоя­тельна, и государственное воздействие на их функцио­нальное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением.

Таким образом,  понятие "строительный комплекс",  как объект государственного управления, в настоящее время не только не отражает сущность реальных экономических отношений, но даже становится в известной мере экономической  абстракцией,   если   речь  идет  о   федеральном  уровне, равно как и "федеральный рынок строительства".

Возникает вопрос, сохраняется ли сам феномен строительного комплекса в условиях рыночной экономики? А если сохраняется, то, каким сущностным экономическим и организационным наполнением он обладает?

Обратимся к Российской архитектурно-строительной энциклопедии, где утверждается: “Строительный комплекс представляет собой совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и тех­нологическими связями в получении конечного результата обеспечении производства основных фондов народного хозяйства” [1]

Исходя из логики развития предпринимательства в строительстве, т.е. создание конечной продукции, ее про­дажа и сервисное обслуживание (конечным результатом яв­ляется строительная продукция, которая создается и экс­плуатируется в регионе), можно утверждать, что любые исследования в этой области имеют четко выраженный ре­гиональный аспект, тем более что Россия - федеративное государство с широкими полномочиями составляющих ее субъектов. Региональные власти имеют возможность созда­вать существенно различающуюся экономическую среду деятельности на своей территории. Для усиления этой по­зиции следует обратиться к мировому опыту [2] , где органи­зация процессов регулирования и развития инвестиционно-строительной деятельности решается на уровне регионов с учетом общегосударственных интересов, а также особенностей и потребностей регионов.

Основная задача регионального органа управления при разработке стратегии и тактики развития региона в совре­менных условиях - это создание режима наибольшего бла­гоприятствования процессу формирования, развития и фун­кционирования региональных товарных рынков, в том-числе и рынка недвижимости, основанных на учете, как федерального хозяйственного права, так и всей совокуп­ности региональных особенностей (демографических, соци­альных, экономических и экологических).

Применительно к строительству региона это может оз­начать:

активное влияние на процесс формирования производственной и социальной инфраструктуры региона;

формирование и жесткое проведение в жизнь регио­нальной экологической политики;

регулирующее влияние на экономическую политику ес­тественных монополий, функционирующих на территории региона, с целью ограничить всеми доступными средствами их возможности по необоснованному поднятию цен на ба­зовые производственные ресурсы (энергетические, йодные, услуги железнодорожного транспорта и др.);

формирование и проведение активной градостроитель­ной политики в регионе;

создание благоприятных условий для формирования ре­гионального строительного комплекса, его состава и струк­туры как технологической, так и по формам собственности на средства производства;

активное формирование инвестиционной политики на территории региона.

Безусловно, ряд перечисленных мер имеет общеэконо­мический характер, однако применительно к строительству их разработка и использование имеют первоочередную зна­чимость для региона

В условиях рыночной экономики активная роль в реги­ональном стратегическом развитии принадлежит инвести­ционной политике, которая, как известно, включает в себя основные элементы: выбор источников и методов финанси­рования инвестиций; определение сроков реализации; вы­бор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой ба­зы функционирования рынка инвестиций; создание благо­приятного инвестиционного климата.

Как известно, под инвестиционным климатом [3] понима­ется среда, в которой протекают инвестиционные про­цессы. Формируется инвестиционный климат под воздей­ствием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющие условия ин­вестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций. На региональном уровне инвес­тиционный климат проявляет себя через двухстороннее от­ношение предпринимательских структур, банков, профсою­зов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти, На этом уровне как бы про­исходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционно­го климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечествен­ных инвесторов с региональной средой.

В качестве примера рассмотрим Санкт-Петербургский регион, где разработана и внедрена система мер, направ­ленных на увеличение притока инвестиций в экономику ре­гиона и предупреждение их оттока.

Во-первых, это поддержка инвестиционной деятельно­сти (включая предоставление налоговых льгот), создание прозрачной процедуры осуществления инвестиционной де­ятельности и механизма работы с региональными инвести­ционными проектами.

Особое значение для повышения эффективности инвес­тиционного процесса имеют Законы, принятые Законода­тельным собранием Санкт-Петербурга: "О государствен­ной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга", определяющий инструмен­ты, которыми регион пользуется для привлечения инвести­ций; "О внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах", который предлагает условия пре­доставления и размер налоговых льгот для инвесторов; "Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга", ре­гулирующий вопросы предоставления инвесторам объектов и результатов инвестирования и определяющий сроки рас­смотрения инвестиционных предложений; "О градострои­тельном планировании развития и градостроительном регу­лировании использования и застройки территории Санкт-Петербурга". В настоящее время ведется работа по корректировке вышеуказанных законов, внесению в них продиктованных действительностью изменений и дополне­ний. В частности, главной целью изменений в законе "Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга" является обеспечение возможности заключения предварительных до­говоров об инвестиционной деятельности и проведения предварительных инвестиционных торгов. Кроме того, в ближайшее время предполагается приступить к разработке нового закона "Об основах градостроительства Санкт-Петербурга", в котором будут распределены полномочия между Законодательным Собранием, исполнительными ор­ганами власти и местным самоуправлением. Такое законо­дательное закрепление распределений будет способствовать развитию градостроительства в Санкт-Петербурге, как отдельного направления в политике региона. Здесь следует сказать несколько слов о Стратегическом плане, который предлагает модель развития Санкт-Петербурга и подразу­мевает сосредоточение усилий отраслевых органов управления на реализации конкретных инвестиционных проек­тов в рамках определенных сообществом региона приори­тетных направлений и первоочередных проектов. Пакет ин­формации, совместно подготавливаемый несколькими городскими ведомствами Комитетом по градостроитель­ству и архитектуре, Комитетом по управлению городским имуществом, Комитетом экономики и промышленной поли­тики, Комитетом по государственному контролю, использо­ванию и охране памятников истории и культуры, Комите­том финансов - будет содержать сведения о перспективных градостроительных планах (пробивка автомагистралей, реконструкция кварталов и т. п.), регламент или систему ограничений, связанных с функциональными (определя­ющими разрешенные виды деятельности) и пространствен­но-физическими параметрами (например, плотность за­стройки, этажность), виды и условия обязательных платежей и обременении (охранные обязательства, сервитуты и пр.), исходные данные о наличии инженерных ре­сурсов, оценку недвижимости в рассматриваемой зоне4.

За счет средств бюджета Санкт-Петербурга разра­батываются бизнес-планы инвестиционных проектов, осу­ществляемых или поддерживаемых администрацией Санкт-Петербурга, проводится экспертиза экономической эффективности инвестиционных работ, обучаются сотруд­ники администрации Санкт-Петербурга в области про­ектного финансирования. Эти меры позволят региону в ближайшем будущем реализовать большое число инвести­ционных проектов и привлечь в Санкт-Петербург инвес­тиции и организовать новые рабочие места. Кроме содействия проектам, находящимся на стадии реализации, администрация Санкт-Петербурга инициирует новые проек­ты, потенциально интересные для инвесторов и учитываю­щие нужды региона. Созданный порядок разработки региональных инвестиционных проектов существенно уве­личивает привлекательность Санкт Петербурга для инвес­тиций во все виды инфраструктур.

Немаловажную роль в привлечении реальных инвести­ций в экономику региона играют различного рода програм­мы, выставки, ярмарки и другие мероприятия. Так в рам­ках V Петербургского экономического форума с целью продвижения инвестиционных проектов и развития инвес­тиционной деятельности в Санкт-Петербурге, а также Ле­нинградской области и других регионах была проведена "Программа инвестиционного сотрудничества", особую значимость  которой  придали  специально   отобранные  про­екты и предложения 26 предприятий и организаций, выступающих   в   роли   инициаторов    инвестиционных   проектов (администрации различных регионов, консалтинговые струк­туры,   строительные  и  финансовые  организации).   Предва­рительный отбор инвестиционных предложений в основном базируется   на   классической   качественной,   а  затем   и   ко­личественной   оценке   основных   параметров   жизнеспособности инвестиционных проектов.

Главным показателем выхода экономики страны из кри­зиса принято считать увеличение заказной на строительство жилья. В соответствии с этим имеет смысл рассмотреть си­туацию с развитием рынка жилищного строительства в ре­гионе.

В отличие от средних показателей по стране в Санкт-Петербурге, начиная с 1997 г., началось увеличение объе­мов жилищного строительства, такая же тенденция продол­жилась и в последующие годы. В 2000 г. в Санкт Петербурге введено в эксплуатацию 1080,9 тыс.кв.м жилья, что составляет 100,8% от уровня 1999 г. Вновь пос­троено 167 многоквартирных жилых домов (14344 квартир, 990,3 тыс.кв.м), реконструировано 22 жилых корпуса (629 квартир, 54,7 тыс.кв.м), построено 215 индивидуальных домов (35,9 тыс.кв.м). За счет средств инвесторов и инди­видуальных застройщиков введено 1055,9 тыс.кв.м общей площади, что составило 97,6% от общего ввода. За счет бюджетных средств введено 25 тыс.кв.м [4] .

Не менее напряженные задачи решены и в 2001 г., в ко­тором сдано в эксплуатации} жилья за счет всех источников финансирования в объеме, превышающем 1 млн.кв.м, и том числе за счет средств инвесторов не менее 1 млн.кв.м, за счет бюджетных средств - 60 тыс. кв.м., за счет средств индивидуальных застройщиков 40 тыс.кв.м.

Наряду с развитием жилищного строительства следует отметить такие крупные проекты строительства в Санкт-Петербурге, планируемые на ближайшую перспективу как:

- комплекс защитных сооружений с обеспечением пред­варительной защиты от наводнений и сквозным проездом от Ольгино в Бронку;

восточное полукольцо кольцевой автомобильной доро­ги, соединяющее Таллиннское и Выборгское шоссе;

реконструкция  центра  города  с  использованием кре­дита по соглашению с Всемирным банком; строительство сети гостиниц;

развитие Крестовского и Каменного островов, терри­тории Синопской набережной, территории в районе улиц Шкапипа и Розенштсйна, Варшавского вокзала,  Шувалове Озерки и др.

Таким образом,палицомно многофакторность процесса привлечения реальных инвестиций в Санкт Петербургский инвестиционно-строительный комплекс (ИСК).

Для раскрытия содержательной стороны управления Санкт-Петербургским ИСК в современных условиях обратимся к ретроспективе его формирования в Ленинграде-Санкт-Петербурге.

В дореформенный период органами управления Ленин­градского строительного комплекса являлись: Главное управление капитального строительства (ГлавУКС); Главное Архитектурно-планировочное управление; Техническое уп­равление ; Глав леи и играл строй ;Главленинградинжстрой; Гланленстройматериалы; ГлавЗапстрой, которые входили в состав Исполкома Ленсовета.

С началом преобразования народного хозяйства, в со­ответствии с рыночными отношениями, в составе Мэрии Санкт-Петербурга (май 1992 года) образовывается Инвестиционный комитет главной задачей которого стало формирование рыночных отношений в ИСК.

Основные задачи Инвестиционного комитета были све­дены к следующему:

- формирование совместно с другими комитетами инвестиционной политики мэрии.   Подготовка решений городско­го Совета народных депутатов и распоряжений мэра по ре­ализации перспективных и текущих задач в области капитального строительства и реконструкции в городе;

- разработка предложений, но источникам инвестиций и их реализация, в целях получения максимальной прибыли для дальнейшего инвестирования, строительства и рекон­струкции;

- разработка предложений по формированию муниципального заказа на строительство и реконструкцию объек­тов коммунального хозяйства, жилищного и культурно бы­тового назначения;

- формирование адресных программ строительства и ре конструкции объектов,  размещенных на территории,  подве­домственной мэрии города;

- обеспечение эффективного использования земель, от­веденных на период строительства и реконструкции;

обеспечение эффективного использования материаль­ных ресурсов, централизованно выделяемых под выполнение социальных программ мэрии в области капитального строительства и реконструкции;

-     обеспечение высокого технического уровня и качества

-       жилищно-гражданского строительства;

-       создание, экономических   условий   и   регуляторов   для эффективной реализации муниципального закала на строительство и  реконструкцию объектов  коммунального хозяй­ства,  жилищного и  культурно-бытового назначения;

-       координация и методическое руководство организаци­ями ИСК по реализации социальных программ мэрии в области капитального строительства и реконструкции объектов коммунального хозяйства, жилищного и культур­но-бытового назначения выработка необходимых управлен­ческих решений;

-       согласование программ развития подрядных организаций и организаций строительной индустрии по сбалансированию их мощностей.

Следующий этап преобразований структуры управления ИСК Санкт-Петербурга относится к апрелю 1994 года. В этот период времени уже в полной мере начинается созда­ние благоприятных условий для инвестирования и эффек­тивного функционирования строительного комплекса в Санкт-Петербурге, чем занимается Департамент строи­тельства, непосредственно подчиняющийся Комитету по управлению городским хозяйством. В последствии, в де­кабре 19У6 года в составе Администрации Санкт-Петербурга структура органов управления ИСК снова преобра­зуется, и  главным органом управления этим комплексом становится Комитет по строительству, который, в соответс­твии с приказом губернатора, является государственным учреждением Санкт-Петербурга и структурным подразделе­нием Администрации города. Основной задачей, созданного Комитета является проведение государственной политики и осуществления государственного управлении в сфере строительства, капитального ремонта и реконструкции, а также координация деятельности в этой сфере территори­альных и иных отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга,

Предметами ведения Комитета по строительству Администрации Санкт-Петербурга являются:

- разработка и реализация региональной экономической политики в области строительства с учетом федеральных программ, исходя из экономических интересов и специфи­ки региона;

создание конкурентной среды;

- содействие укреплению договорной дисциплины в ин­вестиционной деятельности;

- ускорение формирования и создания необходимых ус­ловий для  работы  конкурсных  комитетов  и инжиниринговых фирм по подрядным торгам;

-  совершенствование  региональной  структуры  управления в сфере строительства с целью создания оптимальных объединенных органов для осуществления государственного регулирования в новых условиях;

- создание благоприятных условий для отечественных и зарубежных инвесторов;

- оказание поддержки созданию и деятельности лизин­говых компаний;

- организация конкурсов на размещение государствен­ных строительных заказов;

- проведение работы по обследованию и паспортизации сложившейся застройки и оценке соответствия требованиям безопасности;

- контроль за исполнением условий заключенных от имени Санкт-Петербурга инвестиционных договоров;

- подготовка технической документации к инвестицион­ным проектам;

- контроль за соблюдением федерального законода­тельства и законодательства Санкт-Петербурга в сфере ка­питального строительства и реконструкции в пределах ком­петенции Администрации Санкт-Петербурга;

осуществление других функций Администрации Санкт-Петербурга в области капитального строительства и реконструкции в соответствии с действующим законода­тельством.

Уделяя важное значение роли инвестиций и экономике региона и строительном комплексе, в структуре Комитета создается Управление подготовки строительства, которое занимается инвестиционными программами и проектами [5] .

Особое звено в управлении региональным ИСК занима­ет Санкт-Петербургский Союз строительных компаний ("Союзпетрострой"). Это - некоммерческая, непроиз­водственная, общественная организация добровольно объе­динившихся организаций. Первостепенной задачей союза стало выражение интересов организаций, работающих в ин­вестиционно-строительном комплексе региона, в органах государственной власти и в некоторой степени влияние на нее. Создание Союзпетростроя обеспечило в некоторой сте­пени замену среднего звена управления административ­но-командной экономики. В рыночной экономике данную нишу занимают общественные организации и корпоративные структуры.

На сегодняшний день,  Союзпетрострой объединяет более 300 организаций самого различного профиля и органи­зационно-правовых форм.   В  его состав  входят не только малые  строительные организации  Санкт-Петербурга  и  Ленинградской области, но и корпоративные структуры "Лен-СпецСМУ", "Балтийская Строительная Компания", "ДСК-3", "Метрострой", "Трест-36", "Мостострой-6", "Строй-монтаж", "Спецстрой", "Севэнергострой", "Монолит-строй", "Инжпетрострой" и другие. Более четверти членов Союза • это организации по производству строительных материалов и конструкций. В Союз входят также: высшие учебные заведения (Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербургский военный инженерно-технический университет) издательства, ряд крупных банков Санкт-Петербурга: "Промстройбанк", "Балтийский банк", "Гута-Банк", "Балтонексимбанк", ри­элтерские организации - "Итака", "Петербургская недви­жимость", страховые организации - "Росгосстрах", "Ин-госстрах-Санкт-Петсрбург", иностранные организации -"Сканска", "Оннинен", "Лахти" и еще 25 иностранные организаций. За 6 лет существования число членов "Союз-петростроя" возросло в 10 раз [6] .

Таким образом, новейшая история развития системы регионального ИСК показывает, что с целью повышения эффективности субъект управления постоянно изменяется. Сложившаяся к настоящему моменту структура, безуслов­но, требует совершенства, однако, справедливости ради, сле­дует отметить, что сложившаяся структура управления строительным комплексом Санкт-Петербурга адекватно соотносится с современным состоянием строительства в ре­гионе и обладает потенциалом, реализация которого спо­собна в конечном итоге привести к повышению эффектив­ности этого комплекса.

Мировой опыт развитии рыночной экономики свиде­тельствует о существовании таких разнонаправленных базовых явлений, как свободная конкуренция и концентра­ция капитала. Расширению свободной конкуренции способ­ствует развитие малого предпринимательства, которое можно назвать своеобразным индикатором конкуренции в экономике. В настоящее время, в строительстве 96 % орга­низаций являются малыми (т.е. до 100 человек), что свиде­тельствует о самостоятельности малого предприниматель­ства в формировании отраслевой структуры.

Наряду с малыми предприятиями, успешно развивают­ся корпоративные структуры, являющиеся индикатором концентрации капитала в экономике. Экономический по­тенциал корпораций значительно выше, чем у малых пред­приятий, и деятельность корпоративного сектора по своей природе направлена на получение повышенного экономи­ческого эффекта. В то время как деятельность малого предпринимательства в преимуществе своем решает соци­альные задачи.

С юридической точки зрения корпорация - что органи­зация лиц, обладающая как самостоятельный экономичес­кий субъект определенными правами, привилегиями и обя­зательствами, которые отличаются от прав, привилегий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в от­дельности. К основным характеристикам корпорации мож­но отнести ее самостоятельность как юридического лица, ограниченную ответственность индивидуальных инвесто­ров, возможность передачи другим лицам акции, принадле­жащих индивидуальным инвесторам, а также централизо­ванное управление.

Таким образом, корпорация - это инструмент для дос­тижения определенных целей, главной функцией которого является обеспечение работы корпорации в интересах учас­тников корпоративных отношений.

К наиболее известным корпоративным структурам хол­динговой организации на строительном рынке Санкт-Пе­тербурга относятся: "Росстро", "ЛенСпецСМУ", "Строй-монтаж", "Петербургстрой", "Трест-36", "Компакт", "Во­ин", "Триада Холдинг" и др. Корпоративные организации в форме ассоциаций - "Монтажспецстрой", "Спецстрой", "Ленпромстрой" и др. По инициативе "Союзпетростроя" при поддержке администрации Санкт-Петербурга был соз­дан первый в регионе инжиниринговый консорциум, вы­полняющий следующие функции:

маркетинг инвестиционных проектов в Санкт-Петербур­ге, Ленинградской области, Северо-Западном регионе и других регионах России и СНГ (включая иностранные ин­вестиции и кредиты Мирового банка), разработка бизнес-планов и других необходимых документов;

создание временных консорциумов из банковских, страховых, проектных и подрядных структур, способных участвовать в тендерах на крупные проекты, осуществляе­мых в первую очередь в Санкт-Петербурге и Ленинград­ской области;

подготовка тендерной документации для участия в ин­вестиционных и подрядных торгах на выбранные проекты, а также изготовление тендерной документации, бизнес-пла­нов, оценка недвижимости, консалтинг по заказам со сто­роны;

участие от имени консорциумов в тендерах; .    заключение   контрактов   с   заказчиком   (инвестором)   и участниками консорциумов в случае победы на тендерах; осуществление функций координатора - генерального подрядчика для выполнения контракта

организация тендерных торгов по заказам инвесторов.

Учредителями "Инжпетростроя" стали почти 50 строи­тельных организаций, две страховые фирмы и др.

Значительное место в Петербургском ИСК занимают объединения профессиональных коммерческих организаций и предприятий в ассоциации. Так в 1997 г. в Петербурге для оперативного и комплексного выполнения СМР была создана Ассоциация "Спецстрой", объединившая ведущие строительно-монтажные организации города. Ныне в ассо­циацию входят 15 разнопрофильных фирм, которые выпол­няют самый широкий спектр работ. Благодаря объедине­нию специализированных предприятий в ассоциацию по профессиональной деятельности многие организационные вопросы, решение проблем маркетинга и правовой защиты возложены на исполнительную дирекцию ассоциации.

Имущественные связи играют весьма существенную роль при интеграции строительных фирм. Напомним, что управляемость развития таких групп поддерживается тем, что контрольный пакет акций участников группы либо рас­пределен среди них, либо принадлежит ведущей компании в группах холдингового типа. Однако, как показывает про­веденный нами анализ, строительные фирмы могут группироваться и без опоры на эти связи. Это так называемая интеграция в форме индустриальных сетей ("industrial net-works" или СИО).

СИО, как и вышерассмотренные корпоративные стру­ктуры, сочетают элементы рынка и иерархической коорди­нации действий. Однако, на первый план в сетевой органи­зации выходят кооперационные и информационные связи, а имущественные связи могут присутствовать в форме до­левого участия.

Примечательно то, что входящие в СИО организации сохраняют свою автономность, но через вхождение в эту группу: активизируется появление новых управленческих идей и решений; ослабляется сдерживающее влияние меж организационной и внутрифирменной субординации на реализацию этих идей и формирование необходимых связей.

На российском инвестиционно-строительном рынке примером СИО может служить акционерная производ­ственно-проектная агростроительная корпорация "Нечерноземагропромстрой" - основная подрядная организация по строительству на селе, в городах и рабочих поселках Не­черноземья. В составе корпорации на настоящий момент около 1,5 тыс. строительных организаций и предприятий, действующих во всех областях и республиках Нечернозе­мья, а также 8 специализированных межрегиональных производственных ассоциаций, объединений и фирм. В их числе акционерная холдинговая компания "Дороги России", производственное проектно-строительное объединение "Элеваторспецстрой", АО "Агроспецмонтаж" и др.

Основными принципами интеграции строительных орга­низаций для корпорации "Нечерноземагропромстрой" яв­ляются:

1. Формирование единого информационного простран­ства, когда в СИО через взаимодействие головной органи­зации с организациями-участниками вырабатывается новая информация, становящаяся движущей силой деловой ак­тивности:

- генерация и обмен новой информацией;

- единство финансового пространства;

- единство    технологического    и    строительного    пространства;

- единство правового пространства.

2.Совершенствование строительных процессов.

- строительство и внедрение эффективных технологий;

- внедрение новых  архитектурно-планировочных  реше­ний;

- внедрение  новейших  основных   и  оборотных   фондов строительства.

3. Формирование общей коммерческой политики  и  по­литики внешнеэкономической деятельности.

-сбыт и сервисное обслуживание, приобретение необ­ходимых ресурсов;

- участие в инвестиционных проектах;

- внешнеэкономическая деятельность.

4. Повышение профессионального уровня персонала.

- повышение квалификации руководящего персонала:

- повышение квалификации рабочих:

- стимулирование труда и социальная защита:

Не менее важно наличие в СИО специализированного научно-производственного центра, в который привлекаются ученые, научные работники, молодые специалисты. В сос­тав корпорации "Нечерноземагропромстрой" входит ГУП "Центральный научно-исследовательский, эксперименталь­ный и проектный институт по сельскому строительству" (ЦНИИЭПсельстрой).

Как показала практика, несмотря на хозяйственную независимость объединенных в ассоциацию или в СИО компаний, существуют сильные взаимные этические, орга­низационные, финансовые, деловые и иные связи, делаю­щие корпоративные структуры наиболее устойчивыми и на­дежными партнерами

Опыт не только индустриально развитых стран, но и отечественный свидетельствует, что чем большими соб­ственными материальными, техническими и инвестиционными ресурсами располагают строительные организации, входящие в СИО, ассоциации или корпорации, тем легче им освоить крупные новые ниши рынка. Соотношение воз­можностей этих объединений в условиях существенных структурных сдвигов имеет особое значение для функцио­нирования ИСК.

В Петербургском регионе строительные альянсы обра­зовываются в основном по горизонтали. Здесь получают развитие диверсификация, сочетание различных сегментов рынка, а также синергетический эффект, присущий систем­ным образованиям.

В количественном отношении он боль­ше суммы эффектов от действий элементов системы при их раздельном функционировании. Появление корпоративных структур вытекает из логики развития предприниматель­ства в строительстве, когда накопленные ресурсы полно­стью (или почти полностью) вкладываются в развитие собственно предпринимательства.

В целом следует отметить, что сам факт объединения различных по форме собственности, масштабам и характе­ру деятельности структур в единую группу или сеть свиде­тельствует о том, что на современном этапе развития реги­ональных ИСК идет интенсивная внутренняя  структурная перестройка строительной отрасли в направлении создания принципиально новых организационных форм, адекватных условиям рыночного хозяйствования.

Для контактов: asaul@yandex.ru



[1] Российская архитектурно-строительная энциклопедия, М., 19%. С. 506.

[2]   Хармс Р., Бунис И. Роль строительного сектора в экономической политике. Долгосрочные перспективы и политика в строительстве. -Нью Йорк: ООН, 1976.

[3]  Следует отметить, что существует достаточно широкий спектр, как определений инвестиционного климата, так и методик его ис­числения (Иванова М.Ю. Понятие инвестиционного климата и его влияние на эффективность инвестиционного воздействия партнеров. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1996; Лебедев В.М. Формирование инвестиционного климата в России/Финансы - 1995. - К° 4)

[4] Данные приведены согласно "Анализа развития рынка жилищного строительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области", подготовленного "Союзпетростроем". 42

[5] Орт Инвестиционно строительный комплекс Санкт- Петербурга : Проблемы и перспективы развития.- СПб.: Изд-во МФИН. 2000. 

[6] Каплан Л.М. Стабильность строительного рынка - в консолидации всех его участников/ Строительный еженедельник

Асаул Анатолий Николаевич, д.э.н., профессор кафедры экономики строительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно строительного университета
Опубликована в сборнике научных трудов Международной академии менеджмента,  вып. III., 2002 г.


© 1998-2016, УПРАВЛЕНИЕ 3000
При использовании материалов сайта прямая ссылка обязательна.