Новые статьи О проекте Карта сайта Контакты
 
CRM-технологии
Автоматизация
АФХД
Бизнес-планирование
Бюджетирование
Маркетинг
Стоимость компании
Стратегический менеджмент
Управление качеством
Управление персоналом
Управление продажами
Управление проектами
ОСТАЛЬНЫЕ ТЕМАТИКИ
5 лучших в категории
  1. Порядок предоставления и методика расчетов отпусков. (392)

  2. Порядок предоставления и методика расчетов отпусков. (310)

  3. Порядок предоставления и методика расчетов отпусков. (310)

  4. "Психологические условия конструктивного разрешения конфликтов в организации". (271)

  5. Представление к назначению пенсии. (231)


Управление 3000 » Управление персоналом » Методики » Вопрос степени управляемости организацией

Вопрос степени управляемости организацией

Версия для печати | Просмотров: 222

Можно выделить качественные параметры, характеризующие систему управления организацией: степень централизации-децентрализации → A, специализации-универсальности → В, формальности (бюрократии)-неформальности → С.

Все они делают тот или иной вклад в степень управляемости-неуправляемости организацией → D.

D = f (A, B, C),

По отношению к хозяйственной деятельности организации показатель D, обычно, рассматривается как характеристика устойчивости организации на рынке, стабильности и ритмичности ее производства и сбыта, он выражается через соответствие финансовых показателей деятельности организации отраслевым нормативам и т.д. С точки зрения управления персоналом, показатель представляет качество трудовой и исполнительской дисциплины сотрудников, уровень внутриорганизационной культуры, и, в свою очередь, выражается через систему трудовых показателей. Чем выше D, тем лучше для организации. Но всегда ли?

Управляемость можно определить как соответствие целевых изменений, происходящих в системе, силе и направлению управляющего воздействия. Нельзя абсолютно утверждать, что во всех случаях требуется максимальная управляемость объектом. Например, пассажирский лайнер, имеющий на своем борту сотни пассажиров и совершающий перелет по заданному маршруту, на определенной высоте, без необходимости совершать какие-то сложные «фигуры» должен быть хорошо управляем. Военный же истребитель, совершающий сверхсложные фигуры пилотажа, в кабине которого находится один только пилот, должен быть управляемым на грани неустойчивости. При этом возрастает риск, но без этого невозможно выполнение сложных фигур. А без них не победить противника.

На что похожа ваша организация – на пассажирский лайнер или на военный истребитель? Насколько управляемой она должна быть?

Ответ может быть получен анализом внешней среды, отрасли, рынка, вида деятельности организации.

В стабильных отраслях, на рынках с неудовлетворенным спросом, при больших масштабах деятельности необходима стабильность, устойчивая управляемость, основанная на безусловном подчинении руководству всех уровней, высокой исполнительской дисциплине. Организация в этом случае похожа на пассажирский лайнер.

В нестабильных отраслях, при осуществлении деятельности, по характеру являющейся творческой или требующей инноваций, приспосабливания к изменениям рынка руководитель не в состоянии справиться со сложным и значительным объемом задач. Он предоставляет большую самостоятельность (полномочия) своим подчиненным. Чем больше степень нестабильности внешней среды, тем больше руководитель доверяется починенным. Чем в большей степени внутрифирменная деятельность носит «задачный» характер, тем больше ее результаты зависят от компетентности, самостоятельности, инициативности подчиненных.  Управляемость организацией со стороны руководителя становится меньше, но, как это ни парадоксально, возможности организации увеличиваются, ее деятельность становится более сложной, можно сказать, изощренной. Сотрудники, получившие самостоятельность, направляют свои усилия на поиски новых возможностей и это приносит пользу организации. Руководителям необходимо суметь использовать то, что предоставляют им сотрудники. Организация находится в состоянии близком к хаосу, но при этом из хаоса рождаются новые решения. В стабильной организации они бы не появились.

Организация в этом случае похожа на военный истребитель, находящийся в свободном полете.

Управление в состоянии неустойчивого равновесия – это больше искусство, чем наука. Оно предъявляет особые требования к руководителю и к его сотрудникам.

Вы скажете, что большинство российских предприятий находятся в состоянии неуправляемости и это закономерно приводит к печальным последствиям, а чаще всего к летальному исходу (точнее, для нашего образа, – не летальному). Но я говорю не о тех случаях, когда организация – «самолет, собранный из повернувшихся под руку деталей и разваливающийся во время полета», а руководитель – «начинающий пилот, к тому же безответственный и эгоистичный». Эта статья частично вызвана и реакцией на ту ситуацию, когда доминирующим в управлении организацией становится стиль «закручивания гаек». А это характерно (очень!) для большинства российских организаций. Даже в творческих, педагогических, научных организациях руководитель уподобляется плохому «слесарю» и все его сотрудники либо работают с «закрученными в одном направлении мозгами», либо вовсе там не работают. Каково это?

Дресвянников Владимир Александрович


© 1998-2018, УПРАВЛЕНИЕ 3000
При использовании материалов сайта прямая ссылка обязательна.