Новые статьи О проекте Карта сайта Контакты
 
CRM-технологии
Автоматизация
АФХД
Бизнес-планирование
Бюджетирование
Маркетинг
Стоимость компании
Стратегический менеджмент
Управление качеством
Управление персоналом
Управление продажами
Управление проектами
ОСТАЛЬНЫЕ ТЕМАТИКИ
5 лучших в категории
  1. Что должна делать агентская сеть? (353)

  2. Торговля и технологии (264)

  3. Постоянство в обслуживании клиентов (216)

  4. Сбыть или не быть (207)

  5. Кривая первого контакта и диалога купли продажи (201)


Управление 3000 » Управление продажами » Методики » Метод оценки персонала 360 градусов

Метод оценки персонала 360 градусов

Версия для печати | Просмотров: 0

Среди методов оценки перспектив карьерного роста набирает популярность оценка 360 градусов. Этот метод получил свое название потому, что позволяет максимально полно оценить уровень компетенций сотрудника: оценка производится "со всех сторон". Это достигается за счет того, что в качестве оценивающих выступают как руководители, так и подчиненные, и коллеги, занимающие с оцениваемым сотрудником одинаковую ступень в компании.

Для того чтобы получить достаточно достоверную картину уровня профессионализма человека, составить представление о его потребности в профессиональном росте и, на основе этого, определить оптимальные способы повышения эффективности труда, используется опрос 5-15 оценивающих. Большее количество, кстати, позволяет и добиваться большей объективности в оценивании: если негативные отзывы от руководителя или подчиненного можно отнести на счет личной антипатии, то мнение нескольких людей, как правило, дает вполне объективную картины.

Оценка 360 градусов происходит путем подсчитывания баллов, которые выставляются оценивающими в специально разработанных анкетах. Анкетирование анонимно, указывается только категория оценивающего (руководитель, коллега и т.п.). 

По каждому пункту в анкете выводится средний балл и строится график. Результаты предоставляются в итоге и самому оцениваемому сотруднику. 

С этим связана частая практика использования консалтинговых агентств при проведении оценки по методу "360 градусов": информация воспринимается оцениваемым более адекватно, если ее доносят сторонние люди. 

Рассмотрим данный метод подробнее.
Что является предметом оценки? Прежде всего - действия сотрудника в реальных рабочих ситуациях. По этим действиям и судят о его деловых качествах. Именно поэтому важно получение информацию от людей, которые общаются с оцениваемым на разных уровнях (очень важна в ряде случаев, например, оценка со стороны клиентов).
Возможно также привлечение оцениваемого для получения дополнительной информации в результате самооценивания.

Какова цель применения данного метода? Оценка «360 градусов» используется для решения широкого круга задач, связанных с профессиональным ростом. Информация, полученная в итоге оценки, позволяет выявить потребность в обучении, разработать план индивидуального развития, установить, насколько полезными были результаты проведенного обучения. 
Данные проведенного анализа могут применяться впоследствии в формировании кадрового резерва. В таких случаях необходимо будет использовать дополнительно средства создания аналогов будущей профессиональной ситуации, т.к. сама по себе оценка 360 градусов не может использоваться для прогнозирования поведения человека на новой должности.

Какая система оценки используется в анкете? Наиболее часто при этом методе оценки используется пятибалльная шкала. Для того чтобы снять возможные (не вполне корректные) интерпретации по аналогии с пятибалльной оценкой в отечественном образовании, дается следующее описание:

  • 5 баллов – такое проявление качества, которое позволяет реализовать его в максимально сложных условиях и обучать других;
  • 4 балла – возможность реализовать качество или навык как в стандартных, так и в сложных условиях;
  • 3 балла – возможность реализовать качество в большинстве стандартных рабочих ситуаций;
  • 2 балла – понимание сотрудником важности данного делового качества, стремление развивать его и попытки реализовывать данное качество;
  • 1 балл – качество не проявляется.

Помимо деловых качеств, данный метод позволяет оценить и возможность выстраивания эффективной коммуникации с коллегами. Таким образом, оценка по методу «360 градусов» в идеале дает два вида информации - как качественную, так и количественную, первая из которых позволяет описать способы проявления деловых качеств сотрудника на работе, вторая дает возможность провести сравнение сотрудников друг с другом.

В каких формах проводится оценка? Для сбора качественной информации о небольшом числе сотрудников (менее 100 человек) анкета может быть предоставлена или на бумажном, или на электронном носителе, заполненные анкеты обрабатываются вручную. При необходимости оценки большого количества сотрудников этот процесс, как правило, автоматизируется (используется специальное программное обеспечение на всех ступенях - от рассылка и сбора до обработки анкет).


© 1998-2016, УПРАВЛЕНИЕ 3000
При использовании материалов сайта прямая ссылка обязательна.