Новые статьи О проекте Карта сайта Контакты
 
CRM-технологии
Автоматизация
АФХД
Бизнес-планирование
Бюджетирование
Маркетинг
Стоимость компании
Стратегический менеджмент
Управление качеством
Управление персоналом
Управление продажами
Управление проектами
ОСТАЛЬНЫЕ ТЕМАТИКИ
5 лучших в категории
  1. Метод дисконтирования денежных потоков при оценке доходности действующего предприятия. (487)

  2. Оценка бизнеса методом чистых активов. (465)

  3. Финансово-аналитический метод оценки бизнеса (317)

  4. Отчет об оценке бизнеса. (308)

  5. Расчет стоимости бизнеса. (266)


Управление 3000 » Стоимость компании » Методики » Оценка бизнеса.

Оценка бизнеса.

Версия для печати | Просмотров: 189

Оценка - систематический сбор и анализ данных, необходимых для определения стоимости различных видов имущества (бизнеса) и ее оценки на основе действующих законодательства и стандартов.

Объект оценки - движимое и недвижимое имущество, нематериальные активы и финансовые активы предприятия или бизнес в целом.

Оценка бизнеса - акт или процесс выработки заключения или расчета стоимости бизнеса или предприятия либо доли в них.

Каждый руководитель предприятия рано или поздно сталкивается с проблемой оценки своего бизнеса. Причин для этого много, главная - не зная стоимости почти невозможно принимать взвешенные решения по реализации прав собственника, т. к. именно стоимость компании наиболее полно отражает результаты ее деятельности.

Знание стоимости бизнеса поможет в решении следующих вопросов:

  • Повышение эффективности управления предприятием;
  • Обоснование инвестиционного решения;
  • Разработка плана развития (бизнес-план);
  • Реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.);
  • Определение текущей рыночной стоимости предприятия в случае его частичной или полной покупки или продажи, при выходе одного или нескольких участников из обществ и т.д.;
  • Определение стоимости ценных бумаг предприятия, паев, долей в его капитале в случаях проведения различного рода операций с ними;
  • Определение кредитоспособности предприятия и величины стоимости залога при кредитовании;
  • Выявление реальной рыночной стоимости имущества при проведении страховых операций;
  • Налогообложение предприятия (при определении налога облагаемой базы необходимо провести объективную оценку предприятия);
  • Переоценка активов предприятия для целей бухгалтерского учета;
  • Внесение в уставной капитал вкладов учредителей;
  • Выкупа акций у акционеров;
  • Обжаловании судебного решения об изъятии собственности, когда возмещение от изъятия бизнеса необоснованно занижено;
  • Определении величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;
  • Эмиссии акций обществом.

Основными факторами, определяющими рыночную стоимость предприятия, являются: настоящая и будущая прибыль, время получения доходов, затраты на создание подобного предприятий, соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты, риск получения доходов, степень контроля над бизнесом и ликвидность активов. Большое значение при оценке играют неосязаемые активы предприятия (фирменное имя, знаки, патенты, технологии, маркетинговая система и др.).

Таким образом, известная формула А=П+СК, где А-активы, П-пассивы, СК-собственный капитал, при рыночной оценки приобретает вид: А+НА=П+СК, где НА-неосязаемые активы.

В случае, если балансовая оценка собственного капитала не совпадает с его реальной (рыночной стоимостью), то скрытый капитал может быть определен из разности между рыночной и балансовой оценками активов, а также при учете внебалансовых позиций активов, которые в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета не подлежат внесению в баланс.

В международной профессиональной практике, которую используют и российские оценщики,выделяют три основных подхода для оценки стоимости предприятия.

Доходный подход

Доходный подход предусматривает установление стоимости бизнеса (доли в собственности на бизнес) путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости ожидаемых выгод. Т.е. доход рассматривается как основной фактор, определяющий величину стоимости. Чем он больше, тем больше стоимость, при этом ожидаемый доход рассчитываться с учетом структуры капитала, прошлых результатов бизнеса, перспектив развития компании, отраслевых и общеэкономических факторов, времени получения выгод, рисков, связанных с их получением,стоимости денег в зависимости от времени. Доходный подход целесообразно использовать, когда текущие и будущие доходы предприятия могут быть определены.

Двумя наиболее распространенными методами в рамках доходного подхода являются: капитализация дохода и дисконтирование денежных потоков (ДДП).

В методе капитализации для конвертации дохода в стоимость величина дохода делится на ставку капитализации:
V=D/R, где V-стоимость бизнеса D-чистый доход компании за год R-ставка капитализации.

Метод капитализации чистого дохода не учитывает стоимость материальных и нематериальных активов. Он измеряет эффективность использования всех активов с точки зрения их способности производить доход. Чем более обоснованны значения для денежного потока и ставка капитализации, тем больший вес будет иметь для потенциального покупателя оценка, полученная данным методом.

Метод капитализации доходов используется если

  • прогнозируемые доходы стабильны во времени и положительны;
  • темпы роста доходов предсказуемы.

Метод дисконтированных денежных потоков является достаточно универсальным методом расчета стоимости предприятия. Его суть состоит в определении прогнозных денежных потоков конкретного бизнеса, которые потом дисконтируются по ставке дисконта, для определения текущей стоимости будущих доходов.

В общем виде денежный поток равен сумме чистой прибыли и амортизации за вычетом прироста чистого оборотного капитала и капитальных вложений.

Метод дисконтированных денежных потоков целесообразно использовать, если:

  • будущие денежные потоки будут существенно отличаться от текущих;
  • прогнозируемые денежные потоки предприятия являются положительными величинами;

Преимущества метода:

  • оценка стоимости предприятия основана на ожидаемых будущих доходах;
  • учитывает ситуацию на рынке через ставку дисконта;
  • позволяет учесть риск инвестиций..

В мировой практике этот метод используется чаще других, он точнее определяет рыночную цену предприятия, в наибольшей степени интересует инвестора, так как с помощью этого метода оценщик выходит на ту сумму, которую инвестор будет готов заплатить, с учетом будущих ожиданий от бизнеса, а также с учетом требуемой инвестором ставки дохода на инвестиции в этот бизнес.

Ставки капитализации и дисконтные ставки определяются по данным рынка и должны учитывать такие факторы, как уровень процентных ставок, ставок отдачи (доходности), ожидаемых инвесторами от аналогичных инвестиций, а также риск, присущий ожидаемому потоку выгод.

Сравнительный подход

Сравнительный подход предусматривает сравнение рассматриваемого бизнеса с аналогичными бизнесами, которые были проданы на открытом рынке. Источниками данных, для применения этого подхода, являются открытые фондовые рынки, рынок поглощений, и предыдущие сделки с собственностью рассматриваемого бизнеса.

Преимущества подхода:

  • Стоимость отражает достигнутые результаты деятельности предприятия;
  • Цена сделки непосредственно отражает ситуацию на рынке.

Недостатки:

  • Не учитывает будущую стоимость предприятия;
  • В связи со слабым развитием фондового рынка существует сложность в нахождении предприятия-аналога.

В рамках сравнительного подхода выделяют три основных метода: метод рынка капитала (компании аналога), метод сделок (продаж), метод отраслевых коэффициентов.

В методе рынка капитала за основу берут стоимость предприятий-аналогов, акции которых открыто продаются на рынке. Его использование гарантирует высокую скорость и достоверность, но только при условии достоверности аналогов. Сравниваемые предприятия должны иметь приблизительно одинаковый доход, численность работающих, оборот и другие, важные при сравнении показатели. В противном случае необходимо использовать специальные оценочные мультипликаторы, показывающие соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой (цена/прибыль, цена/денежный поток и др.).

Цена одной акции меняется в зависимости от величины приобретаемого пакета, это также необходимо учитывать при выборе объекта сравнения

Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний.

Метод рынка капитала и метод сделок целесообразно использовать если:

  • имеется достаточное количество аналогов;
  • в мультипликаторах знаменатель положителен.

Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании, заранее рассчитанных в ходе длительных наблюдений, соотношений между ценой продажи предприятия и его производственно-финансовыми характеристиками. Например, было определено, что цена рекламного агентства составляет 0.7 от годовой выручки. В настоящее время этот метод трудно применить в связи с отсутствием необходимой информации.

Затратный подход

Затратный подход рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Обычно балансовая стоимость активов предприятия не соответствует рыночной стоимости. Поэтому задача состоит в их переоценке. После определения реальной (рыночной) стоимости всех активов из нее вычитается текущая стоимость всех его обязательств, тем самым рассчитывается оценочная стоимость собственного капитала Собственный капитал=Активы-Обязательства.

Преимущества подхода:

  • основан на существующих активах, что устраняет значительную часть умозрительности, присущей другим методам;
  • пригоден для оценки вновь возникших предприятий, холдинговых и инвестиционных компаний.

Недостатки:

  • не учитывает будущую прибыль т. е. перспекитв бизнеса.

Основные методы, выделяемые в этом подходе: метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.

При использовании метода чистых активов, стоимость бизнеса определяется как разность между рыночной стоимость всех активов и всех обязательств.

Метод стоимости чистых активов дает лучшие результаты при оценке предприятия:

  • доходы не поддаются точному прогнозу;
  • предприятие обладает значительными материальными и финансовыми активами (ликвидными ценными бумагами, инвестициями в недвижимость и т. д.);
  • требуется оценить новое предприятие не имеющего ретроспективных данных о прибылях или холдинговую компанию.

Метод ликвидационной стоимости следует использовать, когда предприятию грозит банкротство. Т.е. когда предприятие прекращает свои операции, распродает материальные, а если есть и нематериальные активы и погашает все свои обязательства. Ликвидационная стоимость - это разность между стоимостью всех активов и затрат на его ликвидацию. Обычно этот метод дает нижний уровень стоимости оцениваемого бизнеса, т. к. как правило, существуют ограничения по времени на продажу активов, кроме этого уменьшение стоимости происходит за счет ликвидационных расходов.

Различные подходы к стоимости не исключают друг друга, а являются взаимодополняющими. Обычно при оценке бизнеса в зависимости от целей оценки, поставленных условий, состояния объекта и состояния экономической среды используют сочетание двух-трех методов наиболее подходящих в данной ситуации.

В.Михайлов


© 1998-2016, УПРАВЛЕНИЕ 3000
При использовании материалов сайта прямая ссылка обязательна.